Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Учебно-научный институт педагогики и психологии

Общая информация

Адрес: 92703, Луганская обл., г. Старобельск, пл. Гоголя, 1

Телефоны: 099-713-77-49, 050-74-86-843, 050-86-28-825, 099-778-65-23

e-mail: lnu.ipp@gmail.com

 


 

РУКОВОДСТВО

Директор – Караман Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор

Заместитель директора по учебной работе – Цалапова Оксана Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

Заместитель директора по научной работе – Кизилова Виталина Владимировна, доктор филологических наук, профессор

Заместитель директора по социально-гуманитарной работе – Пушко Вера Федоровна, кандидат филологических наук, доцент

Методист заочной формы обучения – Билык Дарья Александровна

Секретарь – Пильтенко Анастасия Дмитриевна


 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Институт осуществляет подготовку специалистов по специальностям:

 

Образовательная степень бакалавра

  • Социальная работа (Социальная педагогика. Практическая психология);
  • Социальное обеспечение (Социально-правовая защита населения);
  • Дошкольное образование;
  • Начальное образование;
  • Начальное образование (Украинский язык и литература);
  • Специальное образование (Логопедия. Специальная психология);
  • Специальное образование (Олигофренопедагогика. Специальная психология);
  • Психология.

Образовательная степень магистра

  • Социальная работа (Социальная педагогика. Практическая психология);
  • Дошкольное образование;
  • Начальное образование;
  • Специальное образование (Логопедия. Специальная психология);
  • Специальное образование (Олигофренопедагогика. Специальная психология);
  • Начальное образование;
  • Психология;
  • Образовательные, педагогические науки (Педагогика высшей школы).

Образовательно-научная степень доктора философии (аспирантура)

  • Социальная работа;
  • Профессиональное образование (по специальностям).

 

Степень доктора наук (докторантура)

  • Социальная работа;
  • Профессиональное образование (по специальностям).

 

navch Учебные материалы

 

Учебный процесс обеспечивают кафедры:

Кафедра социальной педагогики

Заведующий кафедрой — Харченко Сергей Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

Заведующий кафедрой – Григорьева Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Кафедра дошкольного и начального образования

Заведующий кафедрой – Червякова Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

Кафедра педагогики

Заведующий кафедрой – Швирка Виктория Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Кафедра психологии

Заведующий кафедрой – Пашко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент

Кафедра филологических дисциплин

Заведующий кафедрой – Мордовцева Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент


 

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная деятельность преподавателей и студентов учебно-научного института педагогики и психологии осуществляется в рамках комплексных тем кафедр: ,,Содержание и технология социально-педагогической деятельности с детьми группы риска”, ,,Теоретико-методические основы содержания и технологии обучения студентов социальной работе” (кафедра социальной педагогики), ,,Социализация учащейся и студенческой молодежи востока Украины в условиях гибридной войны в Донбассе” (кафедра социальной педагогики, кафедра педагогики), ,,Психолого-педагогическое обеспечение проф но-трудовой социализации лиц с особыми образовательными потребностями”, ,,Диагностика психофизического состояния детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья”, ,,Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, имеющими нарушения психофизического развития”, ,,Организация интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях” (кафедра дефектологии и психологической коррекции), ,,Система подготовки профессионально-компетентных специалистов по дошкольного и начального образования”, ,,Мониторинг качества подготовки будущих специалистов по дошкольному и начальному образованию” (кафедра дошкольного и начального образования), ,,Качество высшего образования: теория, мониторинг, образовательные технологии” (кафедра педагогики), ,,Становление субъекта жизненного пути в современном социально-психологическом пространстве” (кафедра психологии), ,,Компетентностный подход к содержанию филологической подготовки в системе начального и дошкольного образования” (кафедра филологических дисциплин).

В учебно-научном институте педагогики и психологии функционируют докторантура и аспирантура; специализированный ученый совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим специальностям и социальной работе.

При кафедре социальной педагогики функционируют Научно-исследовательский центр по проблемам социальной педагогики и социальной работы Академии педагогических наук Украины, Луганское областное отделение Международной благотворительной организации ,,Благотворительный фонд ,,СОС Детская Деревня”, Областной центр гендерного образования. В рамках этих структур кафедра участвует в реализации международных проектов: ,,Программа поддержки семей и защиты прав детей”, ,,СОС Детская Деревня” (совместно с Международной благотворительной организацией SOS-Kinderdorf International, Австрия), ,,Программа равных возможностей и прав женщин в Украине”, ,,Гендерное бюджетирование” (Программа развития ООН в Украине); совместный проект Немецкого общества международного сотрудничества SIDA ,,Стратегия достижения гендерного равенства в Украине”; фундаментальная тема за средства госбюджета Украины ,,Социализация учащейся и студенческой молодежи востока Украины в условиях гибридной войны в Донбассе”.

Осуществляет научно-практические исследования по проблемам: превенции социального сиротства в условиях территориальной общины города; формирование осознанного родительства молодежи в территориальной общине; социально-педагогической помощи семьям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, а также семьям внутренне перемещенных лиц из зоны проведения АТО; социальной работы с несовершеннолетними осужденными в пенитенциарных учреждениях Украины; социализации детей и молодежи; социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития; технологических аспектов социальной работы с различными категориями клиентов.

 

Кафедра дефектологии и психологической коррекции является областным центром Ассоциации коррекционных педагогов Украины; поддерживает связи с ячейками Украинской ассоциации коррекционных педагогов. Через ассоциацию научные разработки кафедры продолжают воплощаться в практику работы педагогов-дефектологов Украины (проведены совместные семинары, разработки печатаются в печатном издании Ассоциации-журнал ,,Коррекционное образование”). Кафедра активно сотрудничает с Украинской ассоциацией тифлопедагогов (президент Ассоциации – профессор, д. психол. н. В. Синев, заведующий кафедрой тифлопедагогики института коррекционной педагогики и психологии г. Киев).

Научные исследования проводятся в соответствии с темой кафедры – ,,Психолого-педагогическое обеспечение профессионально-трудовой социализации лиц с особыми образовательными потребностями”; ,,Диагностика психофизического состояния детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья”; ,,Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, имеющими нарушения психофизического развития”; ,,Организация интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях”.

Кафедра активно сотрудничает с экспериментальными площадками, на базе которых проводятся научные исследования преподавателей кафедры и студенческого актива.

Преподаватели кафедры ведут активную научную работу со студентами специальности ,,Специальное образование”. Участие в научном кружке ,,Луч” дает студентам возможность участвовать во Всеукраинской (с международным участием) олимпиаде по специальному образованию (г. Киев) и Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ, который проводится на базе Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко.

Ежегодно кафедра проводит конференции всеукраинского, международного уровня, посвященные актуальным вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, методологические семинары, мастер-классы для практиков и студентов. Материалы конференций освещаются в специализированных сборниках научных трудов.

Преподаватели кафедры постоянно принимают участие в работе других научно-практических конференций различного уровня, проводят научно-методическую и консультативную работу в общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

 

Кафедра дошкольного и начального образования сотрудничает с Институтом проблем воспитания Академии педагогических наук Украины. Комплексными темами кафедры дошкольного и начального образования является ,,Система подготовки профессионально-компетентных специалистов по дошкольного и начального образования”, ,,Мониторинг качества подготовки будущих специалистов по дошкольного и начального образования”. В рамках научных тем осуществляются исследования по проблемам формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов и воспитателей ДОУ; системного мониторинга качества подготовки будущих специалистов дошкольного и начального образования на основе задачного подхода; проектирования инновационных педагогических систем; подготовки научно-методического сопровождения совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений.

Преподаватели кафедры публикуют научные статьи в периодических специализированных издания Украины и за рубежом, участвуют в Международных и Всеукраинских научных и научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.д., выполняют функции научных руководителей аспирантов, студентов, задействованных в конкурсах студенческих научных работ, олимпиадах, студенческих конференциях.

Среди направлений исследований аспирантов и докторантов кафедры дошкольного и начального образования – ,,Социализация детей дошкольного возраста”, ,,Воспитание дошкольников и младших школьников в условиях современного медиа-пространства”, ,,Конкурентоспособность будущего педагога-профессионала” и другие.

Ежегодно на Днях науки ЛНУ имени Тараса Шевченко кафедра дошкольного и начального образования осуществляет управление секциями ,,Дошкольное образование”, ,,Начальное образование”, поощряя к научной работе студентов университета. Коллектив кафедры готовит к выходу сборник научных статей по актуальным вопросам дошкольного и начального образования, сборник методических разработок учителей и воспитателей-практиков ,,Методическая копилка современного педагога”.

Выпускающая кафедра активно осуществляет работу по повышению квалификации путем стажировки, обмена опытом работы, организации и проведения научно-практических конференций, семинаров.

Ведется целенаправленная работа по повышению качества кадрового состава выпускающей кафедры.

С целью совершенствования подготовки заявленных специалистов на базе выпускающей кафедры проводятся научно-практические конференции, семинары с участием ведущих специалистов Украины.

 

Кафедра педагогики с 2016 года начала работу над новой комплексной научно-исследовательской теме: ,,Качество высшего образования: теория, мониторинг, образовательные технологии”.

Научная разработка комплекса вопросов, связанных с содержанием понятий ,,качество образования”, ,,качество учебного процесса”, ,,образовательные технологии”, ,,технологии обучения”, ,,технологии воспитания”, служила основой для дальнейшего совершенствования научно-методического обеспечения организации работы по дисциплинам кафедры.

На кафедре действует научно-исследовательский центр ,,Управление качеством образования” Национальной академии педагогических наук Украины, в рамках которой на теоретическом и практическом уровнях исследуются теоретико-методические основы обеспечения качества высшего образования, использования образовательных технологий различного уровня для обеспечения качества учебной и воспитательной работы со студентами в образовательном пространстве современного университета, совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов, магистрантов, аспирантов в условиях аудиторной и внеаудиторной работы.

С 2018 года кафедра педагогики совместно с кафедрой социальной педагогики является разработчиком фундаментальной темы за средства бюджета Украины ,,Социализация учащейся и студенческой молодежи востока Украины в условиях гибридной войны в Донбассе”.

 

Научная деятельность кафедры психологии осуществляется в рамках комплексной темы ,,Становление субъекта жизненного пути в современном социально-психологическом пространстве” и направлена ​​на решение актуальных проблем в различных областях теоретической и прикладной психологии: исследование особенностей изменений сознания личности под влиянием травматических жизненных событий; феномена ,,диалогичности как основы профессионального общения психолога и клиента”; внутриличностных детерминант психологического здоровья личности на разных возрастных этапах; ПТСР и особенностей влияния военной травмы на мирных жителей; оказание психологической помощи различным слоям населения, пострадавшего от вооруженного конфликта в стране; развивающего обучения в современной школе; возрастных особенностей проявления перфекционизма как личностного качества человека; особенностей личности в период ранней взрослости; психологические условия социального посредничества в условиях политического кризиса в стране.

Практическое значение работы над кафедральной темой заключается в разработке комплексной программы психологической реабилитации различных слоев населения страны, пострадавшего от вооруженного конфликта; определении этапов и направлений психологической реабилитации. Элементы программы могут быть использованы практическими психологами, социальными работниками и педагогами в ходе психологической работы с различными категориями населения Украины, пострадавшего от конфликта.

Данный продукт может заинтересовать учебные заведения, социальные и реабилитационные центры Луганской области. Разработанные преподавателями кафедры авторские программы могут быть использованы в качестве курсов повышения квалификации и программ специализации практических психологов.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в решении актуальных задач региона, в связи с необходимостью преодоления последствий военного конфликта в стране. В течение 2015-2018 года была проведена серия тренингов для ВПО и жителей АТО совместно с Центрами занятости области по теме ,,Формирование навыков самопомощи и самореализации в условиях повышенной социальной напряженности”.

Также была проведена серия тренингов для общественных деятелей ,,Формирование навыков социального посредничества” при поддержке коалиции общественных деятелей ,,Украинская миротворческая школа” и группы психотерапевтической помощи для семей погибших военных.

Совместно с городскими властями г. Сватово была проведена серия интеграционных организационно-деловых игр, целью которых стало формирование у общественных деятелей и общественных активистов навыков разрешения конфликтов в условиях социальных и политических трансформаций.

Кафедра сотрудничает с Институтом психологии имени Г. С. Костюка, Институтом политической и социальной психологии (г. Киев), Национальным университетом ,,Киево-Могилянская академия” и ДНУ им. О. Гончара. Результатами сотрудничества с указанными научными учреждениями стали научные публикации преподавателей и организация научно-практических семинаров и конференций.

На кафедре регулярно проводятся научно-практические семинары для психологов, социальных работников и медиков г. Старобельска и Луганской области.

 

На кафедре филологических дисциплин активно разрабатывается комплексная научная тема ,,Компетентностный подход к содержанию филологического образования в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений”.

Уже четыре года подряд кафедра является организатором Всероссийских научных конференций ,,Современные тенденции в обучении украинского, русского и иностранных языков в учебных заведениях различных типов”, ,,Филология и лингводидактики в научном дискурсе XXI века”, ,,Стратегические приоритеты филологии и лингводидактики в условиях реформирования образовательной системы в Украине”, ,,Украинская литература для и о детях: исторические достижения и тенденции развития” и другие.

Традиционными стали ежегодные Всеукраинские студенческие научные конференции ,,Язык и литература в проекции различных научных парадигм”, региональный научно-практический семинар по лингводидактике дошкольного и начального образования. В 2011 г. было начато издание сборника ,,Методическая копилка педагога”, где студенты представят лучшие разработки занятий с дошкольниками и уроков начальной школы.

Кафедра филологических дисциплин сотрудничает с Институтом литературы Национальной академии наук Украины, издательством педагогической прессы и литературы ,,Основа”, Центром исследования литературы для детей и юношества (г. Львов). Участвует во Всеукраинском социокультурном проекте ,,Вся Украина читает детям”. Осуществляет научную работу по направлениям: коммуникативная компетентность учителей начальной школы и работников дошкольных учебных заведений; теоретические и практические основы функционирования языковых единиц; проблемы методики преподавания филологических дисциплин; лингводидактические основы литературного краеведения; актуальные проблемы современного литературоведения.


 

Издательская деятельность учебно-научного института педагогики и психологии

На базе института выпускаются:

  • Научный журнал ,,Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (педагогические науки)” (внесен в перечень научных специализированных изданий Украины (педагогические науки), включен в перечень изданий реферативной базы данных ,,Украиника научная”);
  • Научно-методический журнал ,,Социальная педагогика: теория и практика” (внесен в перечень научных специализированных изданий Украины);
  • Журнал ,,Education and Pedagogical Sciences” (,,Образование и педагогическая наука”) (внесен в перечень научных специализированных изданий Украины (педагогические науки), включен в перечень изданий реферативной базы данных ,,Украиника научная”, включен в международную библиографической и реферативной базы данных Ulrich’s Periodicals Directory (США);
  • Сборник научных трудов ,,Современные тенденции в обучении украинского, русского и иностранных языков в учебных заведениях различных типов”;
  • Сборник научных работ студентов, аспирантов ,,Научный поиск молодых исследователей”;
  • Сборник научных работ студентов, аспирантов ,,Язык и литература в проекции различных научных парадигм”.
  • Методические сборники ,,Методическая копилка педагога”, ,,Методическая копилка современного педагога”.

 

БАЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИКИ

Дошкольное образование

  • Виды практики: в дошкольных учебных заведениях: в группах раннего возраста, в группах дошкольного возраста.
  • Базы практики: дошкольные учреждения различных форм собственности, детские дома семейного типа, детские дома, центры развития ребенка.

 

Начальное образование

  • Виды практики: учебно-воспитательная в школе, первые дни ребенка в школе, пробные уроки в начальных классах, производственная практика в начальных классах.
  • Базы практики: учреждения среднего общего образования различных форм собственности, специализированные школы-интернаты.

 

Социальная работа (Социальная педагогика. Практическая психология)

  • Виды практики: вводно-ознакомительная, социально-обслуживающая, социально-воспитательная, культурно-досуговая, профилактико-предупредительная, проектно-менеджерская (консультативная) психологическая, комплексная (стажерская).
  • Базы практики: образовательные учреждения различного типа (дошкольные, общеобразовательные, профессионально-технические, высшие), учреждения внешкольного образования, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, реабилитационные центры, центры психосоциальной адаптации, органы и учреждения социальной защиты населения, территориальные центры социальной помощи населению, учреждения социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, благотворительные и волонтерские организации, органы внутренних дел, органы и учреждения, которые принадлежат к сфере управления пенитенциарной службы Украины, инспекции и службы по делам детей; детские и общественные организации и др.

 

Социальное обеспечение (Социально-правовая защита населения)

  • Виды практики: вводно-ознакомительная, социального обеспечения различных категорий населения, с социально-правовой защиты населения.
  • Базы практики: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд защиты инвалидов, Центр по оформлению субсидий, Государственная служба занятости, Центр социально-трудовой, профессиональной и медицинской реабилитации и др.

 

Специальное образование (Олигофренопедагогика. Специальная психология)

  • Виды практики: Педагогическая практика в учебно-реабилитационных учреждениях; психолого-диагностическая практика в учебно-реабилитационных учреждениях, диагностико-коррекционная в специальных заведениях; научно-исследовательская практика, научно-педагогическая практика.
  • Базы практики: дошкольные и общеобразовательные учебные заведения (группы и классы интенсивной педагогической коррекции), специализированные общеобразовательные учреждения, вспомогательные школы для умственно отсталых детей с психофизическими недостатками, социально-реабилитационные центры, консультационные центры для детей с недостатками развития, специальные школы-интернаты, общественные организации социальной помощи инвалидам и тому подобное.

 

Специальное образование (Логопедия. Специальная психология)

  • Виды практики: Психолого-диагностическая практика в учебно-реабилитационных учреждениях, диагностико-коррекционная в специальных заведениях, логопедическая практика в учебных заведениях, научно-исследовательская практика, научно-педагогическая практика.
  • Базы практики: дошкольные, общеобразовательные и профессионально-технические учебные заведения разного типа и форм собственности, дошкольные учреждения комбинированного типа для детей с нарушениями речи, логопедические, методические и учебно-методические кабинеты.

 

Психология

  • Виды практики: психодиагностическая, коррекционно-консультативная.
  • Базы практики: дошкольные и общеобразовательные школы различных типов и форм собственности, профессионально-технические и высшие учебные заведения, социально-психологические центры, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, органы и учреждения, которые принадлежат к сфере управления уголовно-исполнительной службы Украины, подразделения Вооруженных сил Украины, консультативные центры, центры оказания экстренной психологической помощи, реабилитационные центры.

 

Образовательные, педагогические науки (Педагогика высшей школы)

  • Виды практики: научно-исследовательская практика (учебная), научно-педагогическая практика (производственная).
  • Базы практики: высшие учебные заведения разных уровней аккредитации и форм собственности, научно-педагогические учреждения, учреждения повышения квалификации и последипломного образования.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ

Дошкольное образование

Специалист дошкольных учреждений различных форм собственности, детских домов семейного типа, семейных форм воспитания.

Начальное образование

Учитель начальных классов (украинского языка и литературы) учреждений среднего общего образования различных форм собственности, школ-интернатов, воспитатель в начальном звене государственных и частных образовательных учреждений.

Социальная работа (Социальная педагогика. Практическая психология)

Социальный работник, социальный менеджер, государственный служащий, специалист административных органов управления, органов и учреждений социальной защиты населения, территориальных центров социальной помощи населению, учреждений социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, благотворительных организаций.

Социальный педагог социально-педагогических служб, образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, школ-интернатов, детских домов), административных органов управления, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, инспекций и служб по делам детей, общественных благотворительных организаций, учреждений пенитенциарной системы, СБУ, МВД.

Психолог системы образования, социальных служб, служб помощи молодежи, Вооруженных сил Украины, СБУ, МВД, ГПтСУ.

Социальное обеспечение (Социально-правовая защита населения)

Специалист Пенсионного фонда, Фонда социального страхования от несчастных выпадов в производстве, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонда защиты инвалидов, Центра по оформлению субсидий, Государственной службы занятости, Центра социально-трудовой, профессиональной и медицинской реабилитации, Территориального центра обслуживания населения.

Инспектор-ревизор; страховой агент; государственный инспектор; страхователь; статистические учетчики и конторские служащие, занимающиеся социальными вопросами.

Специальное образование (Олигофренопедагогика. Специальная психология)

Воспитатель детей с особыми образовательными потребностями; учитель детей с нарушениями умственного развития в специальных и инклюзивных заведениях, УРЦ (учебно-реабилитационных центах), учитель детей с нарушениями речи; учитель-дефектолог (олигофренопедагог, логопед) дошкольных учреждений; специальный психолог специальных и инклюзивных учреждений; консультант психолого-медико-педагогических консультаций; ассистент учителя инклюзивных учреждений.

Специальное образование (Логопедия. Специальная психология)

Логопед образовательных учреждений, логопед медицинских учреждений, учитель младших классов в специальных и инклюзивных заведениях, НРЦ (учебно-реабилитационных центрах) для детей с нарушениями речи; воспитатель специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи или отдельных логопедических групп при массовых дошкольных учреждениях, воспитатель школ для детей с нарушениями речевого развития; логопед-консультант и консультант специальный психолог психолого-медико-педагогических консультаций; ассистент учителя инклюзивных классов в общеобразовательных школах; специальный психолог специальных и общеобразовательных учреждений.

Психология

Психолог, психолог в учреждениях образования; психолог на предприятии; психолог в органах государственной власти и управления; психолог-консультант; младший научный сотрудник (психология), научный сотрудник-консультант (психология), консультант центральной психолого-медико-педагогической консультации; специалист по найму рабочей силы; организатор по персоналу; специалист по разрешению конфликтов (построение сфера), специалист по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов); психолог системы образования, социальных служб, служб помощи молодежи, эксперт, социальный менеджер в органах государственного управления (в том числе вооруженные силы, СБУ, Нацполиция, политические партии) и местного самоуправления.

Образовательные, педагогические науки (Педагогика высшей школы)

Учреждения и учреждения, подчиненные Министерству образования и науки Украины: высшие учебные заведения разных уровней аккредитации и форм собственности, научно-педагогические учреждения, учреждения повышения квалификации и последипломного образования в области образования.

Должности: ассистент преподаватель высшего учебного заведения; методист заочных школ и отделов; преподаватель учреждения профессионального образования, заведующий лабораторией, методист, младший научный сотрудник.


 

КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Образовательный процесс в учебно-научном институте педагогики и психологии обеспечивают 6 кафедр, в научно-педагогический состав которых входит 5 докторов наук, профессоров, 44 кандидатов наук, доцентов.

 

Кафедра социальной педагогики

  • Харченко Сергей Яковлевич – заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины;
  • Караман Елена Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор;
  • Юркив Ярослава Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Краснова Наталья Павловна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Отрощенко Наталья Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Мальцева Ольга Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Литвинова Наталья Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Кальченко Лариса Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Харченко Людмила Георгиевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Тунтуева Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Шабаева Наталья Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Скоромная Александра Павловна – ассистент;
  • Дуванская Екатерина Александровна – ассистент.

 

Кафедра дошкольного и начального образования

  • Червякова Наталья Ивановна – заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Докучаева Виктория Викторовна – доктор педагогических наук, профессор;
  • Линник Елена Олеговна – доктор педагогических наук, доцент;
  • Бадер Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Варяница Людмила Александровна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Коваленко Тамара Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Безбородых Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель
  • Епихина Марина Анатольевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель;
  • Зажарская Анна Петровна – ассистент;
  • Кравчишина Елена Александровна – ассистент;
  • Гречишкина Ирина Анатольевна – ассистент.

 

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

  • Григорьева Инна Александровна – заведующая кафедрой дефектологии и психологической коррекции, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Ужченко Ирина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Мухина Анастасия Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Серомаха Наталья Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Махукова Татьяна Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Макаренко Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Данчак Виктория Андреевна – ассистент;
  • Кукса Элла Валерьевна – ассистент.

 

Кафедра психологии

  • Пашко Татьяна Анатольевна – заведуюяща кафедрой, кандидат психологических наук, доцент;
  • Репкина Наталья Владимировна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Макаров Владимир Иванович – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Терновец Олеся Николаевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель;
  • Еросова Светлана Анатольевна – кандидат психологических наук;
  • Гличенко Елена Александровна – ассистент кафедры психологии;
  • Чумак Ольга Александровна – ассистент кафедры психологии;
  • Звонок Дмитрий Александрович – ассистент кафедры психологии;
  • Федотова Татьяна Владимировна – ассистент кафедры психологии;
  • Шевякова Инесса Петровна – ассистент кафедры психологии;
  • Звонок Ольга Сергеевна – ассистент кафедры психологии.

 

Кафедра педагогики

  • Савченко Сергей Викторович – ректор ЛНУ имени Тараса Шевченко, доктор педагогических наук, профессор;
  • Швирка Виктория Николаевна – заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Бутенко Людмила Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Котенева Ирина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Игнатович Ольга Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Павленко Ирина Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Севастьянова Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Курлищук Инна Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Алексеева Оксана Радиславовна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Карпенко Иван Михайлович – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Шама Ирина Петровна – ассистент.

 

Кафедра филологических дисциплин

  • Мордовцева Наталья Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологических дисциплин;
  • Кизилова Виталина Владимировна – доктор филологических наук, профессор;
  • Ужченко Дмитрий Викторович – проректор по научно-педагогической работе ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», кандидат филологических наук, доцент;
  • Пушко Вера Федоровна – кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора по социально-гуманитарной работы учебно-научного института педагогики и психологии;
  • Цалапова Оксана Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе учебно-научного института педагогики и психологии;
  • Маркотенко Тамара Савельевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Мельник Лариса Владимировна – кандидат филологических наук, доцент;
  • Починкова Мария Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Слободян Елена Викторовна – кандидат филологических наук, ассистент;
  • Правова Нинель Владимировна – ассистент;
  • Рудь Светлана Михайловна – ассистент.

 

УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ

Преподаватели кафедры социальной педагогики участвуют в реализации международных проектов: «Программа равных возможностей и прав женщин в Украине» и «Гендерное бюджетирование» Программы развития ООН в Украине; совместного проекта Немецкого общества международного сотрудничества «Повышение качества муниципальных услуг» и Шведского агентства по международному сотрудничеству SIDA «Стратегия достижения гендерного равенства в Украине».

С 2012 года кафедра социальной педагогики сотрудничает с Луганским областным отделением «Международная благотворительная организация «Благотворительный фонд «СОС Детская Деревня» по обеспечению научно-методического сопровождения социального проекта «Программа поддержки семей и защиты прав детей «СОС Детская Деревня» Международной благотворительной организации «SOS Children’s Villages International» (Австрия) и деятельности Социального центра укрепления семьи Луганского областного отделения «МБО «Благотворительный фонд «СОС Детская Деревня» по реинтеграции воспитанников интернатных заведений и возвращения их в биологические семьи, а также помощи семьям и детям внутренне перемещенных лиц в зоне АТО.

С 2016 году профессор кафедры социальной педагогики Караман Е. Л. является участником Программы развития лидерского потенциала университетов Украины, открытой Британским Советом в Украине, Фондом лидерства для высшего образования (Соединенное Королевство).

В 2016 году на седьмой международной выставке «Современные учебные заведения – 2016» кафедра завоевала золотую медаль в номинации «Психосоциальная поддержка детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных ситуациях» (авторы проф. Караман Е. Л., доц. Харченко Л. Г., доц. Тунтуева С. В.).

В 2017 году на восьмой международной выставке «Современные учебные заведения – 2017» кафедра вновь получила золотую медаль в номинации «Современные социально-психологические и педагогические технологии поддержки детей и взрослых в условиях кризисной ситуации» (автор проф. Караман Е. Л.).

Кафедра дефектологии и психологической коррекции с целью внедрения новейших технологий в учебный процесс наладила образовательные, творческие и научные связи с различными учебными заведениями, организациями и научными учреждениями Украины и зарубежья. Кафедра сотрудничает: с Институтом коррекционной педагогики РАО (г. Москва); Московским педагогическим государственным университетом, Западным окружным управлением образования Департамента образования (г. Москва), Центральной академией обучения и сертификации (CEFSC) Польша (Быдгощ, Лодзь).


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ДИСЦИПЛИН

Кафедра дошкольного и начального образования

По специальности «Начальное образование»: педагогика начальной школы: интегрированный курс, психология, основы начального курса математики, дидактика начального образования, детская литература с основами литературоведения, научное общение на украинском языке, методика преподавания образовательной области «Математика», методика преподавания образовательной области «Естествознание» методика преподавания образовательной области «Язык и литература (украинский)», методика преподавания образовательной области «Язык и литература (русский)», методика преподавания образования «Здоровье и физическая культура», методика преподавания образовательной области «Искусство», методика преподавания образовательной области «Технологии».

По специальности «Дошкольное образование»: дошкольная педагогика: интегрированный курс, теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста с основами валеологии, психология, теория и методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основы естествознания с методикой ознакомления детей с природной средой, теория и методика математического образования и экономического воспитания, речевое развитие дошкольника, литература для детей дошкольного возраста, дошкольная лингводидактика.

 

Кафедра социальной педагогики

История социальной работы / социальной педагогики, педагогика, социальная педагогика, технологии социально-педагогической деятельности, теория и история социального воспитания, социально-педагогическая диагностика, теория и практика социальной работы, технологии социальной работы, основы социально-педагогических исследований, общая и возрастная психология, психологическая защита личности, основы психологического консультирования, социально-педагогическая работа в сфере досуга, социальная психология, этика и психология семейной жизни или психолого- педагогические основы межличностного общения, пенитенциарная педагогика или социально-педагогическая работа с различными группами клиентов, психодиагностика или психология детско-родительских отношений, социально-педагогическая работа с несовершеннолетними осужденными или социально-педагогическая работа с людьми с ограниченными возможностями, социально-педагогическая работа с людьми с аддиктивным поведением или социально-педагогическая работа с пожилыми людьми, социально-педагогическая работа с беженцами и переселенцами или социально-педагогическая работа с военнослужащими, тренинг коммуникативности или тренинг личностного роста, социально-педагогическая профилактика правонарушений или предупреждения профессионального выгорания, психология девиантного личности или психология агрессии.

 

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

Психосоциальное развитие ребенка, основы коррекционной педагогики, дошкольная коррекционная педагогика, основы специальной психологии, психология детей с сенсорными, двигательными и интеллектуальными нарушениями, логопсихология, клиника интеллектуальных нарушений, коррекционная психопедагогика, специальная психодиагностика, специальная психокоррекция, патопсихология и психопатология, специальная методика формирования элементарных математических представлений дошкольников, специальная методика развития речи дошкольников, специальная методика обучения художественной деятельности дошкольников, методика коррекционного физического воспитания дошкольников, специальная методика ознакомления с окружающей средой, специальная методика развития социально-бытового ориентирования дошкольников, методика работы с детьми с тяжелыми нарушениями психофизического развития, коррекционная психопедагогика с методиками преподавания во вспомогательной школе, логопедия, логодидактика, методика работы логопеда, неврологические основы логопедии, логоритмика, методика отбора детей в логопедические учреждения, методика работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, методика обучения детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного учебного заведения, современные технологии логопедической работы, логопедия в возрастном аспекте.

 

Кафедра психологии

Общая психология, возрастная и педагогическая психология, социальная психология, юридическая психология, инженерная психология, история психология, клиническая психология, экспериментальная психология и психодиагностика, основы психологического консультирования и психотерапии, психология личности, психолингвистика, психология девиантного поведения или психология массового сознания, психология семьи или психология творческой одаренности, активные методы социально-психологического обучения или психология личностного и профессионального саморазвития человека, спецпрактикум по специализации или психотерапевтические методы в консультировании, психология эмоций или психология мотивации, основы психологической коррекции или психология религии, теория и методология организации научного исследования, методика преподавания психологии в высшей школе, современные теории и технологии работы с людьми или современные теории и методы работы с семьей, психология сексуальности или психология детско-родительских отношений, этнопсихология или психологическая диагностика и консультирование проблем развития млад и подростков.

 

Кафедра педагогики

Общая педагогика, история педагогики, основы педагогического мастерства, пропедевтика и информационные технологии, методика воспитательной работы, педагогика высшей школы, дидактические основы профессионального образования, МПН: дидактическое проектирование, современные технологии обучения, трендспоттинг и профессиональное будущее специалиста, спецкурс по психолого-педагогическим дисциплинам; МПН: основы технологии обучения, коммуникативные процессы в педагогической деятельности, актуальные вопросы педагогики, теория и практика образовательного процесса в высшей школе, моделирование деятельности специалиста, методология и методы научно-педагогического исследования, современные образовательные системы, новейшие технологии организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, педагогический менеджмент в деятельности преподавателя вуза, педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, информационно-педагогическая эвристика, технологии работы с источниковой базой педагогического исследования.

24.04.2018

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2018