Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

 

Общая информация

Адрес:  92703, г. Старобельск, пл.Гоголя, 1;  ауд.112 (директорат)

Телефон: 0999631484, 0500577989.

Е-mаіl: kafedradefektology2016@mail.ru


 

В 2001 году на базе психолого-педагогического факультета Луганского государственного педагогического университета начала работу кафедра дефектологии и психологической коррекции.

С первых дней существования кафедры были разработаны методические рекомендации по учебным дисциплинам, были определены направления научно-исследовательской работы преподавателей кафедры и задачи перспективного развития кафедры в целом. Было налажено творческое сотрудничество с целым рядом учреждений и организаций.

Главная цель создания кафедры и ее задачи: обеспечение фундаментальной теоретической и практической подготовки будущих олигофренопедагогов, логопедов, специальных психологов; индивидуальный подход к каждому студенту и создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала.

Миссия кафедры: подготовка квалифицированных, гармонично развитых специалистов в области специального образования, совершенствование содержания подготовки специалистов этого профиля для их успешной дальнейшей практической реализации.

kaf_def_01


 

Образовательная деятельность

Кафедра является выпускающей в области знаний «Образование»; специальности: «Специальное образование» по образовательным программам: «Олигофренопедагогика. Специальная психология»; «Логопедия. Специальная психология». Она осуществляет подготовку квалифицированных специалистов по образовательным (образовательно-квалификационным) уровням «бакалавр», «магистр».

Студентам преподаются дисциплины:

  • психосоциальное развитие ребенка
  • основы коррекционной педагогики
  • дошкольная коррекционная педагогика
  • основы специальной психологии
  • психология детей с сенсорными, двигательными и интеллектуальными нарушениями
  • логопсихология
  • клиника интеллектуальных нарушений
  • коррекционная психопедагогика
  • специальная психодиагностика
  • специальная психокоррекция
  • патопсихология и психопатология
  • специальная методика формирования элементарных математических представлений дошкольников
  • специальная методика развития речи дошкольников
  • специальная методика обучения художественной деятельности дошкольников
  • методика коррекционного физического воспитания дошкольников
  • специальная методика ознакомления с окружающей средой дошкольников
  • специальная методика развития социально-бытового ориентирования дошкольников
  • методика работы с детьми с тяжелыми нарушениями психофизического развития
  • коррекционная психопедагогика с методиками преподавания во вспомогательной школе
  • логопедия
  • логодидактика
  • методика работы логопеда
  • неврологические основы логопедии
  • логоритмика
  • методика отбора детей в логопедические учреждения
  • методика работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями
  • методика обучения детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • современные технологии логопедической работы
  • логопедия в возрастном аспекте

Учебный процесс, направленный на подготовку современных специалистов в области специального образования, сочетает в себе два компонента: теоретический и практический (психолого-диагностическая практика в учебно-реабилитационных учреждениях, диагностико-коррекционная в специальных заведениях, педагогическая в учебно-реабилитационных учреждениях, логопедическая практика в учебных заведениях).

Содержание теоретических и практических курсов предоставляет студентам кафедры ключ к более глубокому пониманию нарушений психофизического развития детей; умение определять уровень речевого развития ребенка, коррегировать речевые недостатки у детей и взрослых; обучать и воспитывать детей с атипичным психическим развитием; развивать психические способности детей разного возраста, определять и коррегировать уровень их психического развития. Теория тесно связана с практическими занятиями, и это способствует активизации и эффективной организации учебного процесса.

Базы практик:

  • Коммунальное дошкольное учебное заведение №42 «Аленький цветочек» г.Северодонецк, ул.Курчатова, 17а
  • Рубежанская специализированная школа I-III степеней №10 Рубежанского городского совета
  • Херсонский ясли-сад №9 комбинированного типа для детей с нарушениями речи Херсонского городского совета
  • Беловодский КДУЗ общего развития (ясли-сад) №3 «Родничок»
  • Благотворительный социально-реабилитационный центр «Семья» при ООИ «Семья», г.Киев
  • КУ «Дошкольное учебное заведение (ясли-сад) №354 комбинированного типа» Харьковского городского совета
  • Дошкольное учебное заведение (ясли-сад) комбинированного типа №21 «Малыш» г. Белая Церковь., ул.Турчанинова 10
  • ДОУ №10 г. Северодонецка
  • Консультационный центр «Дети радуги», г.Северодонецк
  • Специальная школа-интернат №15 г. Киева
  • УВК «Гармония» г.Северодонецка Луганской области
  • Сад «Незабудка» Старобельского городского совета Луганской обл.

Возможности трудоустройства выпускников:

Сфера трудоустройства по образовательной степени бакалавр – общеобразовательные и специальные общеобразовательные учебные заведения, внешкольные учебные заведения, дошкольные учреждения, учебно-воспитательные комплексы, реабилитационные центры. Заведения системы МОН, МОЗ, Министерства социальной политики. Должности: учителя-дефектолога (согласно специализации), консультант-дефектолог, воспитатель дошкольного образовательного учреждения, воспитатель детей с нарушениями психофизического развития, воспитатель специальной группы ДОУ. Ассистент учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением, учителя-реабилитолога.

Сфера трудоустройства по образовательной степени магистр – общеобразовательные и специальные учебные заведения, внешкольные учебные заведения, реабилитационные центры, колледжи, ВУЗы, научно-исследовательские учреждения. Заведения системы МОН, МОЗ, Министерства социальной политики. Должности учителя-дефектолога (по нозологиям), логопеда, преподавателя высшего учебного заведения (преподаватель коррекционной педагогики и специальной психологии), научного сотрудника.

Учебный процесс обеспечивает профессорско-преподавательский состав кафедры:

  • Григорьева Инна Александровна – заведующая кафедрой дефектологии и психологической коррекции, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Ужченко Ирина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Мухина Анастасия Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Серомаха Наталья Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент;
  • Лазарева Ирина Анатольевна – старший преподаватель кафедры дефектологии и психологической коррекции
  • Махукова Татьяна Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Макаренко Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент
  • Данчак Виктория Андреевна – ассистент
  • Кукса Элла Валерьевна – ассистент.

 

Научная деятельность

Научная деятельность является одним из ведущих направлений работы профессорско-преподавательского состава кафедры. Основными векторами научной работы является организация научных конференций и семинаров регионального, всеукраинского и международного уровней; издание научных публикаций, подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии; научная работа со студентами и магистрантами.

Кафедра поддерживает связи с центрами Украинской ассоциации коррекционных педагогов, через ассоциацию научные разработки кафедры продолжают воплощаться в практику работы педагогов-дефектологов Украины (проведены совместные семинары, разработки печатаются в печатном органе Ассоциации — журнале «Коррекционное образование»). Кафедра активно сотрудничает с Украинской ассоциацией тифлопедагогов (президент Ассоциации — профессор, д.психол.н. Е.П. Синева, заведующая кафедрой тифлопедагогики института коррекционной педагогики и психологии г. Киев).

Научные исследования проводятся по темам кафедры — «Психолого-педагогическое обеспечение профессионально-трудовой социализации лиц с особыми образовательными потребностями»; «Диагностика психофизического состояния детей и взрослых с ограниченными возможностями»; «Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, имеющими нарушения психофизического развития»; «Организация интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях».

Кафедра активно сотрудничает с экспериментальными площадками, на базе которых проводятся научные исследования преподавателей кафедры и студенческого актива.

Преподаватели кафедры ведут активную научную работу со студентами специальности «Специальное образование». Участие в научном кружке «Проминь» дает студентам возможность принимать участие во Всеукраинской (с международным участием) олимпиаде по специального образования (г. Киев) и Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ, который проводится на базе Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко.

Ежегодно кафедра проводит конференции всеукраинского, международного уровня, посвященные актуальным вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, методологические семинары, мастер-классы для практиков и студентов. Материалы конференций освещаются в специализированных сборниках научных трудов.

Преподаватели кафедры постоянно принимают участие в работе других научно-практических конференций различного уровня, проводят научно-методическую и консультативную работу в общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

 

Научно-исследовательская и творческая работа со студентами

Студенты кафедры регулярно приобщаются к научно-исследовательской работе, особенно, во время подготовки и проведения Университетских Дней науки, подготовке научных работ для участия в университетском конкурсе научных работ студентов. Студенты и магистранты принимают активное участие в работе студенческого научного кружка по дефектологии «Проминь». На сегодняшний день в структуру кружка входят секции: специальной психологии (руководитель — кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Ужченко), коррекционной педагогики (руководитель — кандидат педагогических наук, доцент И.А.Григорьева), психологической коррекции (руководители — кандидат психологических наук, доцент А.Ю.Мухина, кандидат психологических наук, доцент Н.Е.Серомаха) и логопедии (руководители — кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Махукова, кандидат педагогических наук, доцент И.В.Макаренко, старший преподаватель кафедры дефектологии и психологической коррекции И.А.Лазарева). В рамках работы кружка проводятся семинары, диспуты, проблемные дискуссии, видеолектории, видеотренинги, тренинги по формированию профессиональных умений и навыков, организуется знакомство студентов с работой специальных учебных заведений. Студенческие научные работы, подготовленные в рамках работы кружка, принимают участие и побеждают во всеукраинских конкурсах студенческих научных работ по специальному и инклюзивному образованию, призерами международных конкурсов студенческих научных работ.

kaf_def_02

Победители II-этапа Всеукраинского конкурса студенческих научных работ
по коррекционной педагогике и специальной психологии,
2010 год.


 

Международное сотрудничество и программы международных обменов

С целью внедрения новейших технологий в учебный процесс кафедра наладила образовательные, творческие и научные связи с различными учебными заведениями, организациями и научными учреждениями Украины и зарубежья. Кафедра сотрудничает: с институтом специальной педагогики АПН Украины (г.Киев); институтом коррекционной педагогики и психологии НПУ им.М.П.Драгоманова (г.Киев); институтом коррекционной педагогики РАО (г. Москва); Московским педагогическим государственным университетом, Западным окружным управлением образования Департамента образования (г. Москва), Центральная академия обучения и сертификации (CEFSC) Польша (Бидгощ, Лодзь).

29.09.2017

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2017