Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

,,Как распознать фейк?ˮ

Преподаватель УН ИИМОСПН Екатерина Игнатенко провела мероприятия/воркшопы ,,Как распознать фейк?ˮ для молодежи и активных граждан г. Старобельск.

Медиа – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы все ежедневно пользуемся ими пассивно или активно, с медиа источников получаем информацию, эмоции, общение. Медиа формируют мировоззрение людей. Особенно, невозможно представить молодого человека без медиа. И конечно, как мы уже говорили, символом жизни современного человека есть доступ к интернету и к его неограниченным возможностям. Сегодня использование медиа молодыми людьми имеет социальный характер. Через медиа они находят себе друзей и единомышленников, меняют свои роли в коллективе и социуме. Нередко виртуальный мир предоставляет ту поддержку и возможности для реализации, которые они не всегда находят в реальности. В конце концов, он помогает сопереживать другим и поэтому разделять другие точки зрения, познавать разные истории. Поэтому нужно задумываться над тем, какую информацию мы хотим получать, анализировать предлагаемый нам контент, критически оценивать источники информации и формировать культуру потребления медиапродуктов.

Для молодежи и активных граждан 6-го и 11-го ноября в г. Старобельск Екатерина Игнатенко (преподаватель кафедры социальной работы ЛНУ имени Тараса Шевченко, руководитель ОО ,,Просвитаˮ) провела два мероприятия/воркшопы ,,Как распознать фейк?ˮ, при поддержке #Полтавского филиала социальной службы Украины, #Internews, #USAID и при участии опытного тренеры, которая занимается медиа грамотностью более 10 лет, @Елена Бурым. Проектом предусматривается проведение воркшопов и медиакафейней, а также привлечение внимания населения к данной теме в Луганской и Полтавской областях.

Екатерина отметила в нашем интервью, что в современном медиа пространстве очень важно быть осведомленным относительно таких понятий как манипуляции, пропаганда, потому что это, в первую очередь, о безопасности как в онлайн пространстве, так и оффлайн. Так, на мероприятии обсуждались риски и возможности интернета.

,,Как показывает наше исследование, – рассказывает Екатерина, –современная молодежь проводит не час и не два в социальных сетях. Максимальное время, которое было зафиксировано нашими респондентами – это 15 часов в сутки проведенные в виртуальном пространстве! Контент, который выбирают молодые люди, преимущественно развлекательный; люди более зрелого возраста выбирают как развлекательный, так и новостной контент. Сейчас социальные сети – это не только средство общения и самовыражения, но и мощное средство формирования общественного гражданского мнения. Надо отметить, что почти 60 процентов участников в начале мероприятия не понимали механизмов влияния информации на сознание, а также отмечалось отсутствие сопротивления фейковой информацииˮ.

Мы получили после проведения воркшопов различные отзывы. Было приятно отметить, что молодежь интересует такая тема, как ,,Критическое мышлениеˮ, которая важна в контексте медиа для анализа информации и принятия определенного решения, а также актуальные темы ,,Отличие фактов от сужденийˮ, ,,Фейк и его маркерыˮ.

,,Фейки создаются для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, достигать желаемого эффекта – формирование отношений, реакции к определенному явлению/социальной группы/этнической группы и т.д., – поделились впечатлениями участники после воркшопа. – Многие из нас принимают решения ежедневно, но кто задумывается о том, как эти решения влияют на окружающих? Или все говорят о креативности и мало кто знает, как ее развивать. Благодаря критическому анализу мы можем оценивать чью-то или свою информацию на предмет того, она достоверна, или манипулятивная. Поэтому критическое мышление позволяет расширить представление о проблеме; вопросы, которые ставятся, помогают подойти к решению нестандартно; анализ и поиск путей расширяют возможности и делают молодого человека более успешным и адаптированным. Критическое мышление представляет собой сложный процесс, главными его признаками являются самоусовершенствование и осознанность, именно оно входит в медиа компетенцию. Критическое мышление – это анализ фактов в форме сопоставления, рационального и скептического подхода; беспристрастная оценка доказательств. Критическое мышление должно стать навыком, которое необходимо в нашем обществе особенно молодежи!ˮ.

Подводя итоги мероприятий и проанализировав обратную связь, можно сказать, что молодежь г. Старобельск не безразлична к проблемам города. Например, на вопрос ,,Чтобы вы спросили у местной/областной власти, если бы была бы такая возможность?ˮ, студенты определили круг вопросов, которые, как они считают, замалчиваются или предъявляются населению совсем в ином свете, а именно: вопрос о отсутствии поддержки властью действенного бизнеса/стартапов в городе; ограниченность мест для проведения досуга для молодежи; ограниченный доступ к качественной медицине и обучению. Как отметили участники воркшопов, что если бы не общественные активисты и неравнодушные люди (ОО ,,Эффективная Громадаˮ, ОО ,,Инвенторсˮ и другие), то было бы совсем нечем заняться в городе.

Учебно-научный институт

истории, международных отношений и социально-политических наук

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2020