Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Всеукраинская научно-практическая конференция в УН ИПП

По инициативе кафедры филологических дисциплин состоялась II Всеукраинская научно-практическая конференция.

25 апреля 2018 г. в ГУ «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» (г. Старобельск) по инициативе кафедры филологических дисциплин учебно-научного института педагогики и психологии состоялась II Всеукраинская научно-практическая конференция «Стратегические приоритеты филологии и лингводидактики в условиях реформирования образовательной системы в Украине».

Соорганизаторами конференции стали Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко, Киевский университет имени Бориса Гринченко.

Участие в конференции приняли ученые, преподаватели высших учебных заведений, учителя школ, работники дошкольных образовательных учреждений, аспиранты, магистранты, которые обменялись результатами научных и практических исследований.

Открыл конференцию проректор по научно-педагогической работе ГУ «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», канд. филол. наук, доцент Д. В. Ужченко, который выступил с приветственным словом к участникам конференции и отметил актуальность этого собрания в контексте старта Новой украинской школы. Директор учебно-научного института педагогики и психологии Е. Л. Караман обратила особое внимание на участие коллектива кафедры филологических дисциплин во всеукраинских проектах по проблемам реформирования начального образования.

Конференция начала свою работу докладом кандидата педагогических наук, доцента Н. В. Мордовцевой по реализации формирования ключевых компетентностей учащихся начальной школы на уроках родного языка. Доктор филологических наук, профессор В. В. Кизилова акцентировала внимание на обновлении содержания литературного развития в общеобразовательной школе, а также на приоритетных началах функционирования контента украинских произведений для детей и юношества. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин Н. Н. Починкова раскрыла особенности внедрения технологии критического мышления на уроках чтения в начальной школе. Интересным и оригинальным стало научное сообщение кандидата филологических наук, доцента О. Н. Цалаповой, посвященное проблеме десакрализации образа Бабы Яги в тексте литературной сказки В. Руткивского «Гости на метле». На основные методы и приемы работы по обогащению фразеологического запаса речи дошкольников обратила внимание в выступлении кандидат филологических наук, доцент Л. В. Мельник.

В он-лайн режиме работы конференции приняли участие представители различных высших учебных заведений Украины. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры украинского языка, литературы и методики обучения Глуховского национального педагогического университета имени Александра Довженко С. В. Цинько раскрыла лингводидактическую проблему отбора учебных текстов, отметила когнитивно-коммуникативные и текстоцентричные аспекты современной методики обучения языку. Доклад кандидата филологических наук, доцента кафедры дошкольного и начального образования Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского Н. Ю. Родюк был посвящён  проблеме формирования украиноязычной социокультурной компетентности будущих учителей начальных классов в качестве обязательного компонента их профессиональной подготовки. Исследовательница определила главную цель и направления лингвосоциокультурной модели в работе с будущими специалистами, раскрыла сущность социокультурного подхода.

В ходе секционных заседаний конференции обсуждались следующие основные вопросы:

– аспекты профессиональной коммуникации в образовании: современная ценностная парадигма;

– концептуальные основы культурно-литературной подготовки в образовательных учреждениях: перезагрузка, регенерация, изменение норм, определение приоритетов;

– филологическое образование и наука в университетах: вызовы современности, основные задачи;

– украинский язык, украинская литература, мировая литература как учебные дисциплины: автономия или интеграция, принципы реформирования;

– структура дошкольного / школьного / университетского украиноцентрического образования, межпредметные связи;

– речевое воспитание в дошкольном образовательном учреждении в контексте духовно-эмоционального и национального развития;

– проблемы разработки новых моделей учебников и пособий, подготовки новой методической литературы в контексте издательской политики в Украине;

– украинский ребенок в современном мультикультурном мире: проблемы семейного воспитания;

– язык как культурологический феномен и фактор национальной самоидентификации;

– украинская литература для и о детях в мировом историко-культурном контексте;

– современные коммуникационные технологии и проблемы формирования украинского национального информационного пространства.

По итогам работы конференции издан сборник «Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. Серия: Педагогические науки».

Работа на конференции была насыщенной, плодотворной, интересной, конструктивной. Она способствовала определению перспективных направлений повышения качества обучения детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ и студентов, установлению более тесных отношений между учреждениями высшего, среднего и дошкольного образования Украины.

В обсуждении результатов конференции ученые одобрили проведение такого мероприятия, отметили его высокий уровень и выразили надежду на продолжение подобной практики в будущем.

 

По информации УН ИПП

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2020