Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Общее собрание НАПН Украины

23 марта в Киеве состоялось общее собрание Национальной академии педагогических наук Украины.

Участники собрания заслушали и обсудили доклад президента НАПН Украины Василия Кремня «Отчет о деятельности АПН Украины в 2017 году и задачи на 2018 год».

В контексте доклада В. Кремня прозвучали выступления о результатах деятельности всех структурных подразделений академии – отделений, институтов, отдельных академиков и членов-корреспондентов.

От отделения общей педагогики и философии образования НАПН Украины, членами которого являются Президент академии В. Кремень, академик В. Курило, член-корреспондент С. Савченко и др. выступила Е. Караман, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра по проблемам социальной педагогики и социальной работы НАПН Украины (на базе Луганского национального университета имени Тараса Шевченко).

В выступлении Е. Караман отметила, что Научно-исследовательский центр по проблемам социальной педагогики и социальной работы (на базе Луганского национального университета имени Тараса Шевченко) является структурным подразделением Отделения общей педагогики и философии образования НАПН Украины (академик-секретарь С. Сысоева), осуществляет свою деятельность с 2005 года (основатель д. пед. н., проф. С. Харченко).

В 2014 году в результате военного вторжения Российской Федерации на территорию Украины и эвакуации университета были внесены определенные коррективы в цели и задачи Центра; сформулирована и согласована с Отделением новая тема научного исследования: «Социализация детей и молодежи востока Украины в условиях гибридной войны в Донбассе». Целью исследования стало научное обоснование, разработка и реализация теоретических и технологических основ социализации детей и молодежи востока Украины в условиях гибридной войны в Донбассе.

Основными направлениями и содержанием функционирования Центра было определено нормотворческую, социальную, педагогическую, психологическую деятельность, направленную на успешную социализацию и самореализацию детей и молодежи в условиях гибридной войны. Целевой группой работы выбрано наиболее незащищенные категории детей и молодежи из числа: внутренне перемещенных лиц; лиц с временно оккупированной территории; военнослужащих, участников боевых действий.

В рамках нормотворческого направления деятельности Центра академик В. Курило стал инициатором и разработчиком ряда законопроектов, обеспечивающих равные права детей и молодежи с временно оккупированных территорий, а также устойчивое развитие временно перемещенных учебных заведений. Затем они были приняты как законы.

Параллельно Центр развернул социальную, педагогическую и психологическую деятельность с детьми и молодежью в зоне вооруженного конфликта, направленную на их успешную социализацию и самореализацию.

Одной из первых международных организаций, которая быстро отреагировала на конфликт на востоке Украины, стала Международная благотворительная организация «СОС Детские Деревни» («SOS Children’s Villages International»), что с 2012 года является надежным партнером Центра (директор Луганского отделения доцент кафедры социальной педагогики Л. Харченко). В 2014 году МБО начала и сейчас продолжает реализацию трех проектов, направленных на бесплатную социальную, педагогическую и психологическую помощь и молодежи в зоне конфликта. Международными партнерами Центра в реализации этих проектов стали правительства Австрии и Японии, а также ЮНИСЕФ и ПРООН.

В рамках педагогического направления деятельности содержанием работы Центра стало привлечение к обучению в университете всех трех категорий молодежи и национально-патриотическое воспитание внутренне перемещенных лиц и лиц с временно оккупированных территорий с привлечением студентов-военнослужащих из Западной Украины.

На теоретико-методологическом уровне исследования членами Центра (В. Курило, С. Савченко, Е. Караман, Я. Юркив и др.) было научно обосновано: сущность гибридной войны как нового феномена в современных реалиях Украины; особенности влияния гибридной войны на различные категории населения, в частности детей и молодежь; сущность и специфику процесса социализации детей и молодежи в условиях гибридной войны на востоке Украины; теоретическую модель технологии социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей и молодежи востока Украины в условиях гибридной войны.

На уровне практического внедрения результатов исследования в настоящее время осуществляется апробация технологии социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей и молодежи в условиях гибридной войны на востоке Украины.

В течение 2015-2018 гг. Центром было проведено 1 Международную и 3 Всеукраинские конференции, выдано 6 сборников научных трудов. Всего членами Центра было опубликовано более 50 статей.

В 2017 году состоялась презентация коллективного труда ученых Центра «Гибридная война на Востоке Украины в междисциплинарном измерении: истоки, реалии, перспективы реинтеграции» под редакцией В. Курило, С. Савченко, Е. Караман.

Результаты научной работы Центра также были представлены на ежегодной Международной выставке «Современные учебные заведения – 2016 2017», где получено 2 золотые медали.

Сейчас планируется издание монографии и выездное заседание бюро Отделения на базе Центра.

В конце выступления Е. Караман от имени ученых университета, Центра и Отделения общей педагогики и философии образования НАПН Украины обнародовала Обращение к представителям всех международных организаций, осуществляющих деятельность по урегулированию конфликта на востоке Украины, с просьбой расширить поле деятельности с целью прекращения и недопущения гуманитарной катастрофы и духовного геноцида молодого поколения на временно оккупированных территориях Луганской, Донецкой областей и Автономной Республики Крым. Обращение поддержали все участники общего собрания.

По информации НИЦ по проблемам социальной
педагогики и социальной работы НАПН Украины

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2019