Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Гибридная война в междисциплинарном измерении

16 июня состоялась презентация сборника «Гибридная война на востоке Украины в междисциплинарном измерении: истоки, реалии, перспективы реинтеграции».

В рамках Всеукраинской научно-практической конференции «Тенденции развития высшего образования в условиях гибридной войны на Востоке Украины» состоялась презентация коллективного труда ученых ЛНУ имени Тараса Шевченко, который только что вышел из печати, – сборника научных трудов «Гибридная война на востоке Украины в междисциплинарном измерении: истоки, реалии, перспективы реинтеграции» (под общ. ред. ред. В. С. Курило, С. В. Савченко, Е. Л. Караман).

Идея исследовать гибридную войну, которая развернулась на востоке Украины, с позиций междисциплинарного подхода возникла у ученых университета еще в 2014 году, когда вуз был эвакуирован в г. Старобельск. Реализация этой идеи стала гражданским и профессиональным долгом коллектива университета, поскольку он стал не только свидетелем тех событий, но и активным борцом против российской агрессии.

В течение 2014-2016 гг. в университете было проведено несколько всеукраинских и одну международную конференцию, посвященных трансформационным процессам в разных сферах украинского общества и государства в условиях военной и информационной агрессии со стороны РФ; изданы сборники научных трудов «Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко» по их результатам.

Кроме того, за время эвакуации университет выполнял и продолжает выполнять ряд научных проектов, финансируемых из фонда государственного бюджета Украины, в частности «Массовое сознание в зоне военного конфликта в Донбассе» (И. Кононов, кафедра философии и социологии), «Место вооруженного насилия в системе властных отношений» (С. Вовк, кафедра политологии и правоведения); подан на конкурс научный проект «Социализация учащейся и студенческой молодежи востока Украины в условиях гибридной войны в Донбассе» (В. С. Курило, С. В. Савченко, Е. Л. Караман и др.).

В 2017 году тема гибридной войны стала комплексной для всего коллектива университета и предлагаемый сборник является результатом исследований ученых разных областей знаний – истории, философии, социологии, политологии, экономики, педагогики, психологии, социальной работы, филологии, журналистики.

Целью коллективного труда стало научное обоснование исторических предпосылок, последствий и возможных перспектив развития и реинтеграции восточноукраинского региона в условиях гибридной войны и поствоенный период.

Академическое и практическое значение сборника заключается в том, что он будет способствовать формированию объективного представления у населения нашей страны и зарубежья о событиях в Украине 2014-2017 гг.; разоблачать преступления РФ против человечества; побуждать осуществлять внутреннюю и внешнюю политику, в частности образовательную, по недопущению подобных войн в собственных странах.

Значительный интерес представляют работы ученых разных областей знаний.

Так, доктором социологических наук, профессором И. Кононовым исследован феномен луганского синдрома как аномической реакции на развертывание гибридной войны в Донбассе, сущность которого заключается в переориентации значительных масс населения региона на агрессора с целью поиска безопасности; приведены результаты масштабного опроса на Востоке (Луганская и Донецкая области) и Западе (Львовская и Ивано-Франковская области) Украины, что позволило зафиксировать когнитивный диссонанс в массовом сознании регионального сообщества Донбасса по гражданской идентичности, региональным и внешнеполитическим ориентациям; определены внутренние предпосылки развития луганского синдрома в Донбассе; сделан вывод о ситуативности этого явления как одного из составляющих гибридной войны.

Доктором наук по государственному управлению В. Заблоцким проанализированы особенности возникновения и расширения военного конфликта в Донбассе; определены три стадии конфликта, которые присущи всем подобным конфликтам ХХ в.: на начальной – происходит разделение населения, социальных групп на «своих» и «чужих» по какому-то признаку или совокупности признаков, таких, как национальной, региональной, религиозной, политической принадлежности и т.д. Вторая стадия – это переход к активным действиям, что выражается в стихийных или организованных митингах, усилении противодействия правоохранительным органам. И, наконец, третья стадия – это начало непосредственно насильственных действий. Все эти стадии прошел Донбасс.

Доктор экономических наук, профессор Ю. Драчук раскрывает региональную экономическую политику в условиях децентрализации управления в Украине и гибридной войны. Здесь же в разделе «Экономика» кандидат экономических наук Н. Рязанова приводит комплексную оценку ущерба и перспективы восстановления восточных регионов Украины.

В разделе «Педагогика (образование и воспитание)» очень существенными являются статья доктора педагогических наук, профессора, академика АПН Украины, Народного депутата Украины В. Курило, который описывает все законодательные инициативы нашего университета и лично его как народного депутата в деятельности ЛНУ имени Тараса Шевченко по обеспечению права на получение образования лицами, местом жительства которых является территория проведения АТО; статья доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента АПН Украины С. Савченко, доктора педагогических наук, профессора Е. Караман – «Трансформация системы высшего образования в условиях информационного общества и внешних вызовов»; статья доктора педагогических наук, профессора Е. Хрыкова «Уроки гибридной войны для высшего образования Украины».

В разделе «Психология» кандидат психологических наук, доцент Т. Пашко раскрывает психологические механизмы изменений в сознании населения Донбасса в результате информационно-психологической операции.

В разделе «Филология» доктор филологических наук, профессор К. Глуховцева делает общий обзор истории создания говоров нашего края, тесно связаной с его заселением украинскими и русскими. Так, сельские жители Луганщины пользуются двумя языками – украинским и русским, но языковая принадлежность здесь значительно больше соответствует их этнической принадлежности. Русский язык в городах распространен больше, чем украинский, поскольку неправильная языковая политика на местах, стереотипность мышления многих руководителей, учителей привели к тому, что функциональная активность украинского языка за годы независимости существенно не изменилась и т.д.

Сейчас сборник разослано во все ведущие библиотеки Украины и размещен в цифровом репозитории университета по ссылке: http://dspace.luguniv.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/1755/1/Gibridna%20viina.PDF

Он может быть использован в образовательном процессе общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведений; при написании курсовых, магистерских, диссертационных работ из разных областей знаний; для самообразования.

 

По информации редколлегии сборника

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2017