Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Всеукраинская научно-практическая конференция

27 апреля в учебно-научном институте педагогики и психологии состоялась Всеукраинская научно-практическая конференция ,,Стратегические приоритеты филологии и лингводидактики в условиях реформирования образовательной системы в Украине”.

Иинициатором проведения которой стала кафедра филологических дисциплин. Соорганизаторами конференции выступили Бердянский государственный педагогический университет, Винницкий государственный  педагогический университет им. М. Коцюбинского, Глуховский  национальный педагогический университет имени Александра Довженко, Донецкий национальный университет имени Василия Стуса, Киевский университет имени Бориса Гринченко.

Участие в конференции приняли научные работники, преподаватели вузов, учителя школ, работники дошкольных образовательных заведений, аспиранты, магистранты (всего  45 человек), которые осуществили обмен результатами научных и  практических исследований.

Открыла конференцию доктор  педагогических наук, профессор, директор учебно-научного института педагогики и психологии Елена Леонидовна Караман, которая поздравила участников с началом мероприятия и рассказала об особенностях функционирования университета, эвакуированного с  временно неподконтрольной Украине территории.

После этого  заместитель директора по учебной работе, кандидат филологических наук, доцент Оксана Николаевна Цалапова пожелала всем  присутствующим успеховв научной работе и выступила с докладом  «Современные технологии анализа художественного текста».

В следующем докладе доктор филологических наук, профессор Виталина Владимировна Кизилова акцентировала внимание на обновлении содержания литературного образования в общеобразовательной школе, импульсом к которому стало его реформирование, принятие концепции «Новой украинской школы». В выступлении также шла речь о весомости литературно-лингвистической подготовки современного школьника, принципах формирования современных программ по литературе, делалось ударение на ключевых теоретических вопросах функционирования и развития новейшей литературы для детей в Украине, которая, согласно обновленным программам начальной школы,заняла важное место в курсе «Литературное чтение».

Логическим продолжением выступления стала подготовленная студентами специальности «Начальное образование» презентация творчества современных писателей, имена которых были введены в обновлённую программу по литературному чтению.

Заведующая кафедры филологических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент Наталия Валериевна Мордовцева в своем докладе раскрыла теоретические основы формирования научно-исследовательской компетентности студентов и педагогические условия ее реализации в образовательной среде высшего  учебного заведения.

В онлайн режиме в конференции также приняли участие представители разных вузов Украины. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры украинского языка, литературы и методики обучения Глуховского национальногопедагогического университета имени Александра Довженко  Светлана Васильевна Цинько раскрыла проблему самооценивания в процессе подготовки учителя словесности, описала виды, функции и особенности самооценки как психологического и лингводидактического понятия.

Доклад кандидата филологических наук, доцента кафедры дошкольного и начального образования Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского Наталии Юрьевны Родюк был посвящён формированию профессионально-педагогической коммуникации будущих учителей. Исследователь подтвердила зависимость между личностью будущего учителя, его коммуникативными знаниями, привычками и формированием коммуникативных умений, а также рассмотрела основные требования к компетентности в осуществлении коммуникации с учениками, родителями, коллегами.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ужгородской специализированной школы І–ІІІ степеней № 5 с углубленным изучением иностранных языков, кандидат филологических наук Ольга Васильевна Кавешлигети  раскрыла вопрос, связанный с реформированием содержания высшего педагогического и филологического образования в направлении усиления литературно-лингвистического компонента подготовки педагогических кадров, обосновала целесообразность использования средств украинской литературы (в частности, неизвестной раньше и раритетной драммы-сказки А. Бобульського «Царевич Альфонс» (1932)) для оптимизации национально-языкового воспитания личности.

В ходе конференции, в частности, обсуждались такие основные вопросы:

  • аспекты профессиональной коммуникации в образовании: современная ценностная парадигма;
  • концептуальные принципы языково-литературной подготовки в образовательных заведениях: перезагрузка, регенерация, изменение норм, определение приоритетов;
  • филологическое образование и наука в университетах: вызовы современности, основные задачи;
  • украинский язык, украинская литература, мировая литература как учебные дисциплины: автономия или интеграция, принципы реформирования;
  • структура дошкольного / школьного / университетского украиноцентрического образования, межпредметные связи;
  • речевое воспитание в дошкольном образовательном заведении в контексте духовно-эмоционального и национального развития;
  • проблемы разработки новых моделей учебников и пособий, подготовки новой методической литературы в контексте издательской политики в Украине;
  • украинский ребенок в современном мультикультурном мире: проблемы родственного воспитания;
  • язык как культурологический феномен и фактор национальной самоидентификации;
  • украинская литература для и о детях в мировом историко-культурном контексте;
  • современные коммуникационные технологии и проблемы формирования украинского национальное информационного пространства.

По итогам работы конференции выдан сборник ,,Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. Серия: Педагогические науки”, который является специализированным научным изданием Украины.

Работа на конференции была насыщенной, плодотворной, интересной, конструктивной. Она содействовала определению перспективных направлений повышения качества обучения детей дошкольного возраста, учеников общеобразовательных школ и студентов, установлению более тесных отношений между вузами, общеобразовательными и дошкольными заведениями Украины.

В ходе обсуждения результатов конференции научные работники одобрили проведение такого мероприятия, акцентировали внимание на его высоком уровне и высказали пожелание продолжить подобную практику в будущем.

 

По информации учебно-научного
института педагогики и психологии

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2017