Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

Всеукраинская научная конференция

В ЛНУ состоялась Всеукраинская научная конференция.

Литература для детей и юношества – сегмент художественного творчества с выразительной адресностью, она наиболее приоритетна в кругу детского чтения, поэтому неслучайно занимает важное место в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Украины. Ее стремительное развитие в последние десятилетия, усиление внимания литературоведов, критиков, социологов, работников издательств к творчеству для детей дают основания говорить о ней как о ярком и самобытном явлении.

25 октября 2016 г. в Государственном учреждении «Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко» (г. Старобельск) состоялась Всеукраинская научная конференция «Украинская литература для и о детях: исторические достижения и тенденции развития», организованная кафедрой филологических дисциплин учебно-научного Института педагогики и психологии ЛНУ имени Тараса Шевченко совместно с Центром исследования литературы для детей и юношества (г. Львов). В конференции приняли участие более 50 ученых из разных уголков Украины: Киев, Львов, Дрогобыч, Ивано-Франковск, Ужгород, Ровно, Сумы, Глухов, Запорожье, Кривой Рог, Кропивницкий, Харьков, Бердянск, Старобельск (Луганская обл.). Во время работы конференции были рассмотрены следующие вопросы: жанрово-стилевая специфика произведений для и о детях; украинская литература для детей и юношества и мировой контекст; категории символа и архетипа в литературе для детей и юношества; междисциплинарные студии литературы для и о детях; изучение литературы для и о детях в учебных заведениях Украины.

Гостями конференции стали педагогические работники учебных и внешкольных заведений Львовщины и Тернопольщины: Л. Мельничук, И. Боднар, Е. Павлишин, находящиеся на Старобельщине в рамках программы взаимообмена опытом работы Востока и Запада Украины.

В своих научных исследованиях участники конференции затрагивали актуальные проблемы литературы для детей и юношества, связанные с теоретическими и методическими вопросами ее функционирования и развития. Методическое направление представлено докладами Л. Мацевко-Бекерской «Мировая литература как пространство (не)(о)(до) чтения в методическом дискурсе современной школы», В. Кизиловой «Новейшая литература для детей и юношества в контексте обновления содержания учебных программ для начальной школы», А. Емец, А. Живцовой «Особенности работы над автобиографическими произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе», Н. Мордовцевой, М. Починковой «Творческий анализ художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе» и др. Стоит отметить представленные на суд аудитории работы Г. Сабат «,,Учителем школа стоит”: статьи Ивана Франко об образовании и воспитании», Т. Пинчук «Произведения Ивана Франко для и о детях», подготовленные к юбилейной годовщине Каменяра. Особого внимания заслуживают исследования, связанные со спецификой произведений для детей на историческую тематику: М. Варданян «Национальные концепты ,,своего” в историко-приключенческих жанрах для юношества украинской диаспоры», А. Цалаповой «Гимн украинскому казачеству в приключенческой повести В. Златопольца и И. Федива ,,Жизнь и удивительные приключения казака Николая на необитаемом острове”», С. Негодяевой «Трансформация поэтики казацкого эпоса в рецепции Валерия и Натальи Лапикур в повести-фэнтези ,,Волшебные ворота”», В. Пушко «Детские образы в эмиграционной литературе для детей и юношества».

Изюминкой мероприятия стала скайп-связь с Президентом Центра исследования литературы для детей и юношества (г. Львов) Ульяной Баран, которая представила аудитории доклад в контексте реформы литературного образования в Украине.

Особый интерес вызвала работа круглого стола «Литература для детей и юношества в контексте проблем реформирования литературного образования в Украине» (В. Баран, Т. Качак, В. Кизилова, В. Пушко, Н. Мордовцева, М. Починков, Т. Маркотенко, Л. Мельник, С. Рудь, Н. Правовая и др.), где обсуждались актуальные проблемы обновления программ для начальной школы и круга детского чтения, намечались перспективные направления методической работы вузов и школы, направленной на помощь учителю-словеснику.

С полной версией программы можно познакомиться ЗДЕСЬ

© Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2007-2017